Лошади тяжеловозы приобретение и содержание

Лошадь владимирский тяжеловоз: уход и содержание

Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Описание лошади владимирский тяжеловоз

Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.

У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.

Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.

Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.

Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.

Рабочие характеристики владимирского тяжеловоза

Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.

Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.

При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Перспективы разведения владимирского тяжеловоза

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

О лошадях тяжеловозах

Могучие помощники

Приобретение лошадей-тяжеловозов. Правила их содержания в личном хозяйстве.

Прежде всего следует сказать, что тяжеловозы – это не одна, а несколько пород лошадей, среди которых есть крупные и мелкие. К крупным тяжеловозным породам относятся литовская и советская, к мелким – русская тяжеловозная. Основные характеристики этих пород лошадей следующие. Литовская тяжеловозная порода – это прежде всего мощный костяк и хорошо развитая мускулатура, широкая и глубокая грудь, широкий раздвоенный круп. Высота в холке у жеребцов класса элита – 158 см, у кобыл – 154 см. Масти лошадей литовской тяжеловозной породы – рыжая и гнедая. И разведением их занимаются в СКП «Обухово» Гродненского района.

Советская тяжеловозная порода – наиболее крупная. Лошади отличаются хорошо развитой мускулатурой, силой, массивностью, выносливостью. Для породы характерны большая голова, массивная шея, глубокая и широкая грудь, короткий раздвоенный круп, прочный костяк. Высота в холке у жеребцов класса элита – 162 см, у кобыл – 158 см. Масти – рыжая, рыже-чалая, гнедая, вороно-чалая. Только чистопородных животных советской тяжеловозной породы в республике мало. Небольшая их группа имеется в ОКХ «Крутогорье» Дзержинского района. Так что шанс приобрести этих животных невелик. Наиболее же популярна в нашей республике русская тяжеловозная порода. Это некрупные лошади, широкотелые, имеющие средних размеров голову, широкие грудь и спину, короткий свислый круп и прочные конечности. Им присущи жрепкая конституция и уравновешенный темперамент. Они также неприхотливы и выносливы. Высота в холке у жеребцов класса элита должна быть 150 см, у кобыл – 146 см. Их масти – рыжая и рыже-чалая. Выращиванием лошадей русской тяжеловозной породы занимаются в Мстиславском, Гомельском конных заводах. Имеется эта порода и на некоторых конефермах нашей республики. Многие коневоды нашей республики делают выбор в пользу русских тяжеловозов из-за их распространенности и неприхотливости, а также из-за отменных рабочих качеств.

И не стоит расстраиваться, если вам не удастся приобрести чистопородных животных. Ведь даже самые тяжелые работы по хозяйству могут с успехом выполнять и помеси, которые к тому же не такие дорогие и менее требовательны к условиям кормления и содержания. При покупке любой лошади, в том числе и тяжеловозной, очень важно тщательно осмотреть ее, выявить все достоинства и недостатки экстерьера, чтобы правильно оценить возможность ее дальнейшего использования. Хорошая работоспособность сохраняется у животных до 12-15-летнего возраста и даже у более старых. Но предпочтительнее приобрести себе более молодого помощника. Он легче привыкнет к новой обстановке и новым хозяевам, станет прекрасным работником, добронравным и послушным.

Помните, что животные очень чувствительны к неблагоприятным условиям содержания. Сырость и сквозняки в помещении должны отсутствовать полностью. Пол в конюшне настелите с небольшим уклоном к жижестоку. В качестве подстилки используйте солому, опилки, древесную стружку и другие гигроскопичные материалы. Возле конюшни необходим паддок (загон) для прогулок лошади на открытом воздухе. Существенных различий в уходе за животными различных пород нет, но есть несколько очень ответственных периодов, на которые хозяевам нужно обратить особое внимание. Подсосный жеребенок должен всегда находиться рядом с матерью, так как он сосет её 20-30 раз в сутки. Даже подросший малыш делает это через каждые 2-3 часа. Поэтому жеребятам нужно расти рядом с матерями не менее 6 месяцев. Но уже с 3-4-месячного возраста малышам потребуется подкормка концентратами, другими «взрослыми» кормами.

С 2-3-летнего возраста начинается заездка молодой лошади, приучение её к работе. Лучше всего делать это зимой, когда выпадет глубокий снег. Обращаться с животным нужно смело, но ласково, учитывая его темперамент. Следует всегда осторожно подходить к голове лошади, не пугая ее и не делая резких движений. Побалуйте своего помощника каким-нибудь лакомством, лишь затем оденьте уздечку, выведите животное из конюшни и приготовьте его к работе.

Работать лошадь может и должна ежедневно. Только регулируйте режим ее использования в зависимости от физиологического состояния животного, массы перевозимых грузов, состояния дороги, размера обрабатываемого участка. Даже самому крепкому помощнику необходимы регулярные 10-15-минутные перерывы для отдыха и подкормки. Жеребые и подсосные кобылы также могут работать ежедневно, но с учетом их состояния объем работы регулируйте и при необходимости ограничивайте. За один месяц до выжеребки и в течение одного месяца после рождения малыша кобылу освободите от работы полностью.

Для всех работающих лошадей обязателен двухчасовой обеденный перерыв. Кормить и поить животное можно только после того, как оно отдохнет и остынет. Чистите своего помощника ежедневно по шерсти, начиная с головы. При чистке используйте мягкую щётку, пучок соломы. Особая забота хозяина – состояние ног лошади. Их надо ежедневно до и после работы осматривать, удалять грязь с копыт. Через каждые 1,5-2 месяца по мере отрастания копытного рога проводите его обрезку. Кормление лошадей различных тяжеловозных пород в основном сходно. Используется и постоянный набор кормов. Среди них основные: овес, ячмень, другие концентрированные корма, сено, солома, корнеплоды. Летом животному обычно хватает пастбищной травы.

Читайте также:  Голландская теплокровная порода лошадей. Фото и описание

Информация для коневодов. Конно-прицепной инвентарь. Обозно-шорные изделия.

1. Производственное предприятие «Белая грива». г. Минск, ул. Нестерова, 16, тел. 241-91-28, 243-93-49 (конно-спортивное снаряжение и упряжь для рабочих лошадей).
2. Производственное предприятие «Хрустальная подкова». г. Минск, ул. Парниковая, 14, тел. 283-30-80 (упряжь для рабочих и спортивных лошадей, телеги).
3. Шорная фабрика. Брестская обл., г. Барановичи, ул. Набережная, 7, тел. 2-24-77 (упряжь для рабочих лошадей).
4. Производственное предприятие. Витебская обл., г. Глубокое, ул. Советская, 205, УЖ 15/13, тел. 2-28-71, 2-23-61 (упряжь для рабочих лошадей, телеги, сани).
5. Обозно-колесная фабрика. Гродненская обл., г. Щучин, тел. 3-64-10, 3-64-21 (телеги, колеса).
6. Фирма «Лидагропроммаш». Гродненская обл., г. Лида, ул. Игнатова, 52, тел. 2-06-97, 2-24-54, 2-49-60 (конные плуги, окучники).
7. Инструментальный завод. Брестская обл., г. Кобрин, ул. Пролетарская, 27, тел. 2-56-01, 2-21-21 (подковы и специальный инструмент для ковки лошадей).

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Лошадь-тяжеловоз: виды тяжелоупряжных лошадей, содержание

Лошадь тяжеловоз – это коренастое, крупное животное с толстой шеей. И пусть они не так грациозны, как спортивные скакуны, пользы от них в хозяйстве куда больше. Настоящий тяжеловоз готов оказать фермеру помощь в перевозке грузов, пахотных работах, поездках на охоту и не только. Старательные селекционеры со всего мира многие годы выводили идеального помощника для фермера. Это привело к тому, что из 250 видов лошадей 40 считается тяговыми.

Читайте также:  Дуга для лошади: как сделать своими руками, значение, фото

История появления тяжеловозов

Человек уже очень давно понял, что лошадь – это не только вкусное мясо, но и незаменимый помощник в быту. Издавна скакуны помогали преодолевать большие расстояния за короткий срок, они участвовали в битвах и парадах, принося своим владельцам деньги и славу. Но были и лошади, которые не имели наград. Работа тяжеловозов не премировалась, но очень ценилась.

Пара тяжеловозов тянет 42,3 тонны бревен. США, 1893 г.

Первое упоминание о таких лошадях было задокументировано еще в Средние Века. Массивные кони изначально выполняли роль транспорта в долгих рыцарских походах. Им приходилось носить на себе рыцаря в тяжелых латах и с оружием. С такой задачей простые скакуны не справлялись и могли погибнуть уже на второй день похода. Связано это с тем, что амуниция рыцаря могла весить до 50 кг. Некоторые наездники наряжали в доспехи и лошадь, чтобы она была защищена во время сражения.

Ходят легенды, что первые тяжелоупряжные кони достигали высоты в два метра и весили более тонны

О том, какие породы стали основоположниками вида, информация в летописях не сохранилась. Общепринятым считается мнение, что французские першероны, английские шайры и брабансоны из Бельгии стали наследниками боевых лошадей рыцарской эпохи.

Экстерьер современного тяглового коня

Внешний экстерьер лошади характеризует особенности телосложения животного. При этом оцениваются как отдельные части тела(стати), так и их взаимосвязь. Чем более развит и здоров экстерьер, тем качественнее считается особь.

Голова расскажет о здоровье, темпераменте и нраве. У тяговых пород она массивная, сырая и грубая. При этом темперамент таких лошадей более спокойный, нежели у быстроаллюрных коней.

Уши тяговых коней, по сравнению с лошадьми других пород, более короткие и слабо подвижные.

Затылок тяжеловоза короче, чем у аллюрных пород. У таких лошадей место стыковки головы с шеей тоже имеет меньшие параметры. Этот факт влечет за собой неудобство в работе под седлом, поскольку управлять конем с коротким затылком намного труднее.

Глаза тяжеловозов мелкие и глубоко посажены, в отличие от быстрых скакунов

Чаще всего оценивают ключевые характеристики.

Шея у всех лошадей выполняет функцию регулировки центра тяжести. Чем она мускулистее, тем устойчивее лошадь держит равновесие. Идеальная шея находится под углом 45 градусов от тела.

Холка тяжеловозов предпочтительно тяжелая и с низкой посадкой. Она должна быть мускулистой, чтобы без вреда для здоровья выполнять тяговые работы.

Спина лошади обеспечивает распределение силы по организму животного. Короткая и прочная спина чаще сего оказывается малоподвижной. Такие свойства обременяются тряской во время верховой езды. Тем не менее для тяжелоупряжной это не критично, поскольку верхом на них ездят не так часто, а такое строение обеспечивает стойкость к физическим нагрузкам.

Круп – задняя часть тела лошади. Он обеспечивает работу задних конечностей. Для любой породы актуальным считается мощный, широкий и длинный круп. Тяговые лошади имеют округлую форму задней части тела, при этом она более развита в ширину, чем в длину.

Грудная клетка тяжеловоза широкая и имеет короткую кость. Это позволяет обеспечить правильную работу передних конечностей во время передвижения тяжелых грузов.

Промеры тяжеловозов разных пород

Экстерьер коней тяжелоупряжных пород может отличаться в зависимости от селекции. Каждая порода имеет собственные отличительные черты. Некоторые из них более подвижны, другие имеют крупные габариты, а третьи – хорошие способности к размножению.

Виды тяжелоупряжных лошадей и их описание

Многие породы тяжелоупряжных коней оказались на грани исчезновения. Это связано с тем, что в процессе селекции новых видов не все они оказались востребованы среди коневодов. При этом есть породы, которые и по сей день пользуются популярностью среди фермеров.

Советский тяжеловозный конь

Советский тяжеловозный конь был получен путем скрещивания местных беспородных особей с представителями бельгийских брабансонов. Их рост превышает полтора метра, а длина туловища достигает 170 см. Получившийся вид отличается своей активностью, доброжелательностью, выносливостью и быстрым взрослением. Эти качества сделали «Советов» незаменимым помощником колхозов во время проблем с процессом механизации сельского хозяйства. Кроме того, кобылы этой породы способны давать много молока.

Советская тяжеловозная порода

Владимирская тяжеловозная

Владимирская тяжеловозная порода стала потомком скрещивания Лорда Джеймса, Глен Албина и Бордер Бренд. Официально новый селекционный вид был зарегистрирован в 1947 году, но активно использовался еще до начала Второй Мировой войны. Высота особи достигает 170 см, длина тела доходит до 175 см. Породе свойственны скороспелость, добрый нрав и высокие способности к продолжению рода.

Австралийская тяжеловозная

Австралийская тяжеловозная лошадь была получена в результате селекции четырех пород. У себя на Родине она используется не только для выполнения физических работ. Высокие показатели экстерьера позволяют австралийским тяжелоупряжным коням принимать участие на выставках, а добрый нрав животных привел к тому, что в Австралии их используют для верховой езды. Недостатком для российских коневодов является непереносимость видом низких температур.

Австралийская тяжеловозная порода

Интересным является факт неизвестности пород, взятых для получения австралийских лошадей. Это привело к тому, что каждый заводчик имеет свой собственный вид животных. Они не подвержены стандартизации, поэтому указать их приблизительные рост и длину тела невозможно.

Брабансон

Брабансон – классическая порода тяжеловесов, которую используют как основу для введения новых видов. Благодаря своим высоким показателям выносливости, селекционеры часто используют их для скрещивания с менее продуктивными видами. Рост особей не превышает 160 см, а длина тела доходит до 180 см. Уже через два года после рождения таких лошадей можно использовать для сельскохозяйственных работ. Срок эксплуатации такого коня достигает 20 лет.

Кони породы Брабансон

Булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы считаются одной из самых старых пород. Еще в Древнем Риме их использовали для обработки полей и перевоза грузов. Официальное признание порода получила лишь поле 1627 года. Во время войны между Англией и Францией такие кони не только занимались работой на домашних хозяйствах, но и участвовали на поле битвы. Связано это с тем, что коневоды вывели два подвида: массивный для работы на крупных полях и менее тяжелый для труда на скромных хозяйствах и защиты поселений. Рост современных Булонских тяжеловозов немного превышает полтора метра, а вес в среднем достигает 750 кг. В Германии, Бельгии и Франции численность породы регулируется на государственном уровне.

Отличительные черты особей такой породы – массивная спина без выраженного изгиба, мускулистая широкая шея и широкие ноги.

Булонский тяговой конь

Ирландские тяжеловозы

Ирландские тяжеловозы получили свое распространение только на территориях Англии и Ирландии. Эта порода характеризуется своей универсальностью. Благодаря маленькому весу, но завидной выносливости, животные используются не только для обработки полей. На них продолжают отправляться на охоту, ездить на большие расстояния и участвовать в скачках. Экстерьер «ирландца» отличается ровной осанкой, прямую спину и округлый круп с высоко размещенным хвостом. Рост жеребца в холке достигает 167 см, а кобыл – 160 см.

Интересным является тот факт, что в Англии все кони имеют регистрационный номер. Заглавная буква обозначает оценку, полученную особью. Цифры означают номер коневода, а буквы M (male — мужской) и F (Female — женский) означают пол животного. После прохождения инспекции в паспорте лошади ставится соответствующая отметка.

Грациозный ирландский тяжеловоз

Першерон

Першерон – рекордсмен среди тяжелоупряжных пород. Рост некоторых особей превышает два метра, а вес достигает 1000 кг. Предки породы до сих пор остаются неизвестны. Но многие иппологи склонны полагать, что Першерон появился в результате скрещивания арабских скакунов, бретонских особей и булонской породы. Богатая наследственность наделила новый вид сухостью конституции, ловкостью, мягким ходом и поразительной выносливостью. Современная селекция этих лошадей не предполагает длинного волосяного покрова на конечностях. Это значительно упрощает процесс ухода за животными. Сочетание массивности и грациозности позволяет коням породы Першерон не только работать на фермах, но и выступать на цирковой арене.

Шайр – наиболее известная порода тяжелоупряжных лошадей в мире родом из Англии. Разведение таких коней считается элитным и престижным занятием, которое по карману далеко не многим. Стоимость молодой особи в возрасте до двух лет стартует от 8000 евро. Лошади имеют норовистый характер. Запрячь их – задача непростая, ведь Шайры не приемлют применение к себе силы. Их рост в холке достигает 180 см. Такие великаны отличаются спокойным нравом и покладистостью. Благодаря этим качествам Шайров часто используют для селекции новых пород, чтобы получить спокойных жеребят.

Конь породы Шайр

Выращивание лошадей тяжеловозных пород

Основная особенность в процессе разведения таких лошадей заключается в том, что они круглогодично принимают участие в сельскохозяйственных работах. Взрослые кобылы работают 6 – 8 часов в сутки. За это время животное прерывается один раз на обед. От физического труда освобождаются только жеребые кобылы и самки в первый месяц выжеребки. Примерный распорядок дня трудоспособной кобылы выглядит так:

ВремяДействия
7:00Подъем и уборка лошадей
8:00Выход с ездовыми на работу
12:00 – 13:00Перерыв с водопоем и выпасом
13:00 – 17:00Продолжение рабочего дня
17:00Выпас кобыл после завершения рабочего дня
20:00Загон в стойло

Покупка лошади подразумевает регулярное ее использование для катания на телеге и санях или перевозки грузов, в зависимости от назначения породы. Все это требует умения правильно запрячь коня. Из чего состоит упряжь и какой она бывает, сможете узнать из данной статьи.

Примечательным является тот факт, что в конце трудового дня на выпас отправляют только взрослых коней и кобыл. Жеребцам дают свежую скошенную траву в денниках. До четырехмесячного возраста жеребята сопровождают мать в поле и подсасывают ее по мере необходимости. Особей в возрасте полугода начинают более активно подкармливать «взрослой» пищей в виде овса, сена и специализированных кормов.

Кобыла на выпасе с жеребенком

Молодняк на фермах чаще всего выращивают группами. Это в 1,5 раза уменьшает затраты коневодов на:

  • уборку;
  • раздачу кормов;
  • чистку молодняка.

Содержат жеребят свободными в помещении с открытым доступом к улице. Привязывают их лишь на период кормления специализированными кормами.

После того, как молодняк привык к соседству с другими жеребятами, начинают проводить первые тренировки. Сначала их учат передвигаться переменным аллюром. Чередуя простой шаг и рысь, животные проходят до 4 км. Далее дистанция постепенно увеличивается до 8 км за тренировку. При этом нужно помнить, что возвращение в стойло должно происходить обычным шагом. Некоторые коневоды добавляют к занятиям и шаг галопом. Такие тренировки не должны длиться более трех минут.

Лошадь породы Шайр на тренировке

Тренируют молодых тяжеловесов шесть дней в неделю, оставляя один день на выходной. Исключением являются метели и гололедица. Такие погодные условия позволяют отменять занятия.

Уход за лошадью – это не только правильный рацион кормления и комфортные условия содержания, но и грамотно подобранная сбруя. Важной частью таких аксессуаров является хомут. Как правильно подобрать размер хомута для свой лошади, найдете в данной статье.

Чем кормить тяжеловозов

Цены на фелуцен минеральный лизунец с магнием и железом для лошадей

Рацион тяжелоупряжных лошадей отличается повышенным процентом содержания грубых и сочных кормов. Рацион взрослой особи должен в себя включать:

СоставПроцентное содержание
Концентрированный корм (овес и прочие зерновые культуры)25%
Грубые корма (солома)40%
Сочные корма (силос, свекла, картофель)35%

Беременным кобылам меняют рацион, доводят до 40% соотношение сочных продуктов и снижают процент грубой пищи до 35%.

Примерный рацион лошади

ПредназначениеВид работыСеноОвесРжаная соломенная резкаДробленое льняное семя
Верховая лошадьУмеренная / усиленная работа3 кг4,5 / 6 кг0,5 кгДо 1 кг
Рабочая сельская лошадьУмеренная / усиленная работа6 кг6 / 8 кг0,7 кгДо 1 кг
Возовая лошадьУмеренная / усиленная работа6 кг9 кг0,7 кгДо 1 кг

Цены на брикет «Овсяный» для лошадей и жеребят

Если лошади содержатся на выпасе, а их основным продуктом питания является трава, животных необходимо докармливать концентрированными кормами. Чтобы они получали необходимые вещества для развития мышечной массы. Если пастбище не богато травой, лошадей рекомендуется дополнительно подкармливать скошенной травой даже в летний период.

Тяжеловозы за работой

За несколько веков разведения человеком лошадей история увидела несколько сотен пород. Наиболее полезными из них в хозяйстве оказались тяжеловесы. Сначала они помогали вспахивать поля, затем принимали участие в битвах и крестовых походах, а после и вовсе стали участниками мировых воин. Знатные лорды использовали тяжеловесов для охоты, рыцари седлали их в мощной и тяжелой броне. Более современные заводчики тяжеловозных лошадей приспособили вид для участия в соревнованиях и выступления в цирках. Всего этого помогли достичь селекционеры, которые уже сотни лет трудятся над универсальной породой, способной одновременно работать на ферме, показывать свою красоту на конкурсах и служить транспортом.

Видео — Тяжеловозы. Отличие от верховых лошадей

Выращивание лошадей-тяжеловозов как бизнес

Выращивание лошадей – это не самое простое направление деятельности, поскольку оно требует немалых денежных вложений и тяжелого труда. Этим «делом» стоит заниматься только в том случае, если у предпринимателя есть страстная любовь к этим прекрасным, грациозным, умным и преданным человеку животным.

Благодаря энтузиастам интерес к коневодству в Украине постепенно возрождается, и все большее количество людей вкладывают средства в создание миниферм, где разводят различные породы лошадей: для участия в спортивных состязаниях, для организации конных прогулок, для школ верховой езды и для такого популярного в настоящее время направления, как экологический туризм. Животное для туристических целей обычно выращивается в течение трех лет или покупается взрослым.

Что касается разведения лошадей для спорта (для этой цели берут, как правило, арабских скакунов), то процесс их подготовки занимает от пяти до шести лет.

Отдельное направление представляют рабочие лошади тяжеловесы, которых выращивают в основном для сельского хозяйства, где они ценятся за высокую работоспособность, мощную тяговую силу, непритязательность и выносливость.

По внешнему виду лошадей – тяжеловесов легко отличить от прочих изящных ездовых пород, поскольку они имеют не только внушительный экстерьер, но и, как правило, имеют более спокойный, дружелюбный и покладистый нрав.

Селекция и формирование тяжеловесов в отдельную породную ветвь началось еще в эпоху рыцарства и крестовых походов, когда облаченному в тяжелые железные доспехи всаднику понадобилась более крепкая и стойкая лошадь, способная нести не только человека, но и десятки килограмм боевого облачения. С этой целью создавались и постоянно улучшались характеристики тяжеловесов, представляющие мощную и управляемую боевую ” машину ” .

Позже тяжеловесных лошадей стали использовать для перевозки грузов и обработки полей, поскольку обычные ездовые породы плохо справлялись с этой тяжелой работой. С развитием промышленности именно эти лошади внесли неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства и мировой индустрии, участвуя во всех сферах деятельности человека, где требовалась семижильная сила и выносливость.

В настоящее время существует около десяти разновидностей этих пород.

Разведение лошадей – тяжеловозов

Если рассматривать разведение коней не как хобби, а как бизнес, то предпринимателю придется вложить довольно немалые средства в постройку конюшни, организовать вольер для выгула и тренировки лошадей, обеспечить животных кормами (желательно, чтобы недалеко от конюшни имелось пастбище), приготовить упряжь, инструменты и прочее.

Кроме того, придется тщательно изучить принципы содержания, ухода и рацион питания лошадей, определить особенности выращивания различных пород. Предпринимателю могут потребоваться также услуги ветеринара и зоотехника.

Содержание и уход за тяжеловесными лошадьми

Содержание тяжеловесных пород, благодаря их непритязательности мало чем отличается от содержания всех прочих пород.

Конюшню необходимо строить таким образом, чтобы на каждую лошадь в стойле приходилось минимум четыре метра квадратных площади. Помещение должно быть теплым, без сквозняков и при этом хорошо освещаться и проветриваться в любое время года.

Наиболее трудоемкой является работа по очистке конюшни от навоза, но ее следует производить регулярно.

Кормить лошадей следует в среднем около трех, четырех раз в день. В качестве корма чаще всего применяется свежая зелень, заготовленное заранее сено (в зимний период) или корма из силосной ямы, а также зерно (как правило, овес), комбинированные заводские корма, добавки и витамины.

Объем ежедневного корма следует соизмерять с породой и степен ью нагрузки на животное.

Следует помнить о том, что взрослая лошадь пьет достаточно много воды (до ста пятидесяти литров в сутки), поэтому заводчику следует позаботиться о поилках с чистой, свежей (но не холодной) водой.

Примечательно, что лошадь – тяжеловоз, должна регулярно испытывать силовые нагрузки, иначе она может заболеть. Фермеру необходимо помнить об этом.

Рабочие качества лошадей – тяжеловесов

За долгую историю разведения тяжеловозов, были выработаны определенные показатели и нормативы тяговой выносливости лошадей. Ниже приводятся параметры, по которым они определяются:

· Время доставки груза (рысью) на дистанцию два километра при силе тяги пятьдесят килограмм

· Время доставки груза (шагом) на дистанцию два километра при силе тяги сто пятьдесят килограмм

· Тяговая выносливость (дистанция, которую лошадь может пройти без остановки при силе тяги триста килограмм)

· Максимальная сила тяги, которая позволяет определить предельную степень силы (в килограммах веса груза), которую лошадь способна развить на короткой дистанции шагом


Наиболее популярные породы лошадей-тяжеловозов

На вид лошадей тяжеловесов легко отличить от всех прочих пород, благодаря мощному и мускулистому экстерьеру.

Как правило, все тяжеловозы имеют широкий круп, могучую спину, массивную голову и крепкие сильные ноги с крупными копытами.

Первой официально признанной породой тяжеловозов стала «Су́ффолькская» порода лошадей (лат. Equus ferus caballus), выращенная в Старом Свете более трех веков назад. Название разновидность получила благодаря графству Саффолк, где она и была выведена.

Примечательно, что данная порода, благодаря своему генофонду не только стала прародительницей большинства новых, в том числе современных пород тяжеловесов, но до сих пор сохранила свои первоначальные характеристики. «Суффолькские лошади» непритязательны, имеют добрый нрав и обладают уникальной выносливостью.

Практически в это же время, подобные работы проводили и селекционеры – коневоды стран Бельгии и Франции, благодаря чему появились такие популярные породы тяжеловесов, как: «Першероны» и «Брабансоны».

В настоящее время наиболее известными (помимо вышеперечисленных), являются следующие породы лошадей:

· «Шайр» (английская порода тяжеловозов)

· «Бельгийский тяжеловоз» («Арденская» порода тягловых лошадей)

· «Литовская тяжелоупряжная» (зарегистрирована в 1963 году)

· «Владимирский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1946 году)

· «Советский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1952 году)

Эти и другие тяжеловесные породы в настоящее время активно разводятся в Соединенных Штатах, Канаде, России и во многих европейских государствах. Их ценят за превосходный внешний вид, выносливость и уникальные силовые характеристики.

Среди лошадей тяжеловесов ежегодно проводятся специальные соревнования с целью выявления лучших представителей различных пород, которые включают дисциплины на определение выносливости и силы. Турнир определяет также наиболее послушных лошадей, поэтому эти соревнования весьма зрелищны и популярны.

Породы лошадей тяжеловозов: описание, вес, содержание и фото

Экстерьер

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Советская тяжеловоз — порода лошадей очень ценится во всём мире. Ни одна другая порода не обладает таким пышным букетом достоинств и преимуществ, которые ценятся на высшем уровне. Советские тяжеловозы рано созревают и вырастают, дают огромное количество жирного молока и показывают себя, как первоклассные и выносливые труженики.

История разведения

В советских тяжелоупряжных лошадях смешалось огромное количество крови. Для выведения этой уникальной породы использовались брабансонская, першеронская порода, а также битюги, суффольковы лошади и арденовы.

История лошади породы советских тяжеловозов началась в середине XIX века, когда в России для тяжёлых работ стали массово завозиться брабансоны. Они были превосходными работниками, но абсолютно не приспособлены к суровому русскому климату. Лошади часто болели, поэтому умирали, а скрещивание их с местными тяжелоупряжными породами решило эту проблему.

Советские тяжеловозы были выведены на Нижегородском и Московском конном заводе. Процесс выведения был очень сложным и длительным, но результат превзошёл все ожидания.

Советские тяжелоупряжные кони очень покорные и спокойные. Они рождены для тяжёлых рабочих и климатических условий. Советские тяжеловозы обладают сильнейшим иммунитетом и крайне редко подвержены заболеваниям, что так ценится у сельскохозяйственных работников.

Спокойный нрав

Экстерьер

У этих тяжеловозов не только хорошо развита система органов движения (мускулы), они ещё и необычайно красивы. В отличие от других пород, голова лошади советской упряжной породы средняя и пропорциональная, с красивой, выразительной мордой.

Туловище у них длинное и крепкое, с широкой и мощной грудной клеткой. Ноги у лошадей породы советских тяжеловозов очень сильные и мускулистые. Копыта крепкие и плоские, благодаря которым лошади спокойно передвигаются даже по рыхлой и болотистой почве.

Советская тяжелоупряжная порода чаще встречается рыжей масти с гривой и хвостом средней длины. Умеренная оброслость лошади не требует стрижки и ухода за шерстью животного.

Советский тяжеловоз – это порода лошади с высокой продуктивностью и отличающаяся быстрыми темпами созревания. Они очень стремительно набирают массу тела и рост. Более полтонны может весить годовалый жеребенок. С наступлением двухлетнего возраста их активно используют на тяжелых работах, а после 5 лет – допускают к специализированным соревнованиям.

Одной из отличительных особенностей, является возможность длительной племенной эксплуатации. Отдельные кобылы дают потомство и в двадцатилетнем возрасте и более старшем.

Непривередливы в еде, готовность потреблять дешевый корм, способность жить в любых сложных условиях, делает содержание советских тяжеловозных лошадей очень выгодным и привлекательным. Кобылы, в лактационный период очень продуктивны и дают в среднем около 6000 литров молока. Эту особенность, с успехом применяют в улучшении качества местной породы рабочих лошадок.

Советский тяжеловоз — порода лошади, которую вывели на Починковском и Мордовском конезаводе. Несмотря на это, было выделено два вида породы со своими особенностями и различиями.

Особи, выведенные на Починковском конезаводе, очень схожи с тяжеловозами. Их туловище массивно, удлинено, имеет высокие ноги.

Мордовские кони, более схожи с Суфолькской породой и соответственно их телосложение не столь массивное и более сухое.

Коротко о рекордах

Говоря об этих лошадях, хочется упомянуть об ее достижениях и рекордах. На ипподроме в Тамбове, в 1957 году, гнедо-чалый жеребец по имени Форс, стал рекордсменом в грузоподъемности.

Он преодолел расстояние в 35 метров с грузом практически 23 тонны, благодаря чему и стал абсолютным рекордсменом.

Далее, на всесоюзных соревновательных мероприятиях, на протяжении 30 лет начиная с 1960 года, лучшие представители данной породы, занимали призовые места и ставили новые рекорды.

Жизнь не стоит на месте и с появлением современных технических новшеств и внедрении их в сельское хозяйство, сняло необходимость использования тяжеловозов.

На данный момент, порода проживает достаточно сложный период, невзирая на свои столь высокие результаты. Количество чистопородных особей, стремительно сокращается, высокопродуктивные матки, больше не имеют спроса, и потребность на них резко снизилась.

Известные европейские породы

Одна из самых знаменитых «хладнокровных» лошадей — это известный на весь мир английский тяжеловоз породы Шайр. Лошади по экстерьеру высокие и массивные, но в тоже время они «аристократичны».

Вес жеребцов английского тяжеловоза породы Шайр может достигать 1,3 тонн

Прямыми предками этой породы были боевые рыцарские кони, которые по тем временам достигали очень больших для лошади размеров. Но их потомки и сейчас славятся своими серьезными габаритами на весь мир. Вес жеребцов может превышать до 1,3 т, а их высота в холке может достигнуть 190 см. Наиболее часто встречающиеся масти шайров: гнедая, караковая, серая, гнедая.

Наибольшую популярность в Средневековой Англии эта тяжеловозная лошадь начала приобретать при правлении короля Генриха в 18 веке. Правитель посчитал необходимым принять закон об активном разведении данной породы на территории своей страны, преследуя цель обеспечить сельское хозяйство Англии сильными и мощными тягловыми (ломовыми) лошадьми.

Бельгийская упряжная, она же фландрийская, она же брабансон — появилась в эпоху Средневековья. Была выведена на территории современной Бельгии. Эта порода тяжеловозов является частично родоначальником шайров, суффолькских и клейдесдальских лошадей.

Тяжеловоз брабансон — идеальная лошадь для сельских работ

Рост у них, правда, не такой высокий, как например, у шайров, но может составлять чуть более 170 см в холке. Масти преимущественно: рыжая, красно-рыжая гнедая, гнедо-чалая.

Для сельских работ это животное подходит идеально, так как брабансон неприхотлив в уходе, дружелюбен с человеком и имеет высокую работоспособность. Более того, представители этой породы — одни из самых распространенных долгожителей среди иных коней-тяжеловесов.

Суффолк

Один из старинных европейских тяжеловесов (Восточная Англия). Впервые упоминается эта порода в исторических летописях начала 16 века, однако наибольшую популярность она начала приобретать лишь в середине 18 века.

Суффолк — старинный европейский тяжеловес с очень покладистым характером.

Экстерьер такой лошади отличается толстоватыми ногами, довольно массивным телом, толстой шеей, длинной прямой спиной и округленной формой копыт. Рост жеребцов колеблется в среднем от 165 см и иногда бывает выше 170 см в холке. Вес животного может достигать тонны. Часто встречаются светло и темно-рыжие масти, иногда каштановые. Характер у этих коней покладистый, дружелюбный.

Першерон

Эта порода лошадей тяжеловозов — гигант, производить которую начали во Франции в 19 веке. Порода получила мировую славу не случайно. Першерон — один из самых больших коней мира, как по весу, так и по росту в холке. Были среди них и настоящие рекордсмены, которые переваливали отметку в росте куда более 2 метра!

Тяжеловоз-гигант Першерон обладает прекрасным аристократическим экстерьером.

Несмотря на всю массивность их тела, эти французские кони обладают прекрасным аристократичным экстерьером, за что должны быть благодарны предкам арабских лошадей. Голова у них аристократичной формы с небольшими подвижными ушками и выразительными среднего размера глазами. Удивительно и то, что движения этих гигантов относительно легки, несмотря на всю их массивность.

Частые масти: серая в яблоках, куда реже — вороная. У этих коней редко растут на ногах «щетки».

Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей, потому что, не смотря на свой огромный рост и вес, обладает внешне очень привлекательным экстерьером.

Эффектный представитель всех хладнокровных пород лошадей — шотландский тяжеловоз Клейдесдаль .

Клейдесдаль, как порода, выведен на просторах современной Шотландии. Конь приспособлен для передвижения по пересеченной местности, но уступает стандартному гунтеру. У клейдесдаля шаг и рысь мягкие. Эти кони — обладатели широких костей, большой мышечной структурой и мощной конституцией тела. Однако есть существенный недостаток: представители этой породы — изнежены. Раскрытие полного потенциала клейдесдаля возможно лишь при условии высококачественного ухода и кормления.

Преимущественные масти: чаще гнедая, рыжа, в целом же — разнообразны.

Читайте также:  Содержание и уход за лошадьми в домашних условиях: выпас, кормление, случка, расходы
Ссылка на основную публикацию