Дуга для лошади: как сделать своими руками, значение, фото

Какие бывают дуги для лошади: материалы для их изготовления

Имея лошадь, хозяину нужно купить упряжку и телегу, чтобы перевозить людей или необходимые грузы. Всем известно, что запрягая лошадь, нужно не забыть о дугах, так как они защищают животное от ушибов.

Конструкция дуги для лошади настолько проста, что ее можно изготовить самостоятельно у себя дома. Для этого, нужно подготовить необходимый материал и следовать стандартной инструкции. Давайте посмотрим, как это делать.

Дуги для лошади

Запрягая лошадь, можно увидеть, что над животным нужно устанавливать дугу. Но зачем она нужна? На первый взгляд – эта деталь может показаться ненужной. Некоторые думают, что ее цепляют для украшения. Такую деталь придумали давно, и до сих пор она выполняет важную роль при езде на санях или повозке.

Сегодня мы узнаем, что такое дуга, и какое у нее предназначение. Помимо того, мы поймем, как называется дуга над лошадью.

Что это такое, назначение

Любая упряжь для лошади состоит из дуги. Дуги нужны для того, чтобы держать гужи и не вредить спине и бокам лошади. Так как раньше были плохие дороги, люди придумали дуги, чтобы смягчать удар и не навредить животному. Дуга выступает в качестве амортизатора.

Помимо этого, дугу используют для украшения конного транспорта. Многие украшают эту часть упряжи красивой национальной росписью или резьбой по дереву.

Особенности

Принято считать, что дуги придумали люди тогда, когда были плохие дороги или бездорожье. Дуги нужны были лошади, чтобы не вредить ее коже.

Дуга имеет свои особенности строения. Она находится над лошадью, в центре она заужена, а по краям она расходится. Такая форма дуги нужна для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей.

Помимо амортизации, дуги нужны, чтобы поддерживать баланс груза и равномерно его распределять.

Дуги для лошади имеют один стандартный вид – это полу изогнутое дерево. Его размер зависит от габаритов лошади и размера повозки. Для каждой лошади лучше изготавливать отдельные дуги, чтобы они могли полноценно выполнять свои функции.

Дуги нельзя делать из метала, так как лошади будет тяжело их везти, и они будут давить на упряжь. Материал, который можно использовать – это только дерево. При этом, важно знать какое дерево будет легким и прочным.

Как сделать дугу для лошади своими руками

Каждая деталь из упряжи имеет свои особенности изготовления, поэтому нужно иметь определенные знания и навыки. Дугу изготовить просто, но для этого нужно разбираться в дереве и уметь правильно с ним работать. Неправильно согнув дерево, конструкция быстро сломается при эксплуатации.

Если выбрать качественный материал и правильно изготовить дугу, она прослужит вам долгое время, несмотря на нагрузки.

Выбор и подготовка материалов

Подготовка для изготовления дуги начинается с выбора вида дерева. Рекомендуется использовать ветлу или вяз. Вяз сам по себе очень прочный, но ветла отличается своей легкостью, благодаря чему, лошади легче тянуть повозку. Однако, можно использовать:

Заготавливать дерево нужно весной, когда дерево не набрало много сока и осталось сухим после зимы. Из этого дерева нужно сделать кряжи, толщиной 0,5метра, а длиной два метра. Кряжи нужно расколоть – это и будут заготовки для дуги. Также важно приобрести дужный станок для сгибания дерева.

Еще нужно иметь рубанок, для обработки дерева или другой инструмент. Без этих инструментов невозможно качественно сделать дугу. Чтобы украсить изделие, можно купить краску или покрыть дерево лаком.

Этапы изготовления

Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них – это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.

Еще один способ согнуть дугу – это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.

Когда дерево распарилось, его нужно согнуть. Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок. Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.

Для справки! Иногда пропаренное дерево может плохо гнуться, поэтому нужно его полить кипятком во время сгибания.

Когда вы согнули дерево, его нужно закрепить на станке веревками или проволокой и дать ему время, чтобы оно полностью высохло. На этом, самая сложная работа закончилась.

Финишная обработка

Как только дуга высохла, ее вынимают из станка и снимают веревку, которую использовали для фиксации. После этого, дерево нужно обработать рубанком или стругой. Теперь подошло время украсить конструкцию. Для этого, можно разрисовать дугу красивыми красками или нарисовать на ней геометрические узоры. В каждой стране дуги разрисованы национальными орнаментами. Разрисовывать дугу нужно специальными красками, чтобы при дожде, они не слезли. Как правило, разрисованные узоры покрывают специальной жидкостью.

Еще можно вырезать узоры в дуге и покрыть ее лаком. В самом конце, к середине дуги, нужно прикрепить бубенцы. На этом, процесс изготовления дуги закончен.

Секреты именитых мастеров

Многие опытные специалисты, делающие дуги для коней, говорят — самое главное, что нужно сделать перед изготовлением детали – это выбрать качественный и надежный материал. Именно от дерева будет завесить прочность дуги.

Важно! Правильно сделанная дуга способна выдержать любые нагрузки.

Еще один момент, о котором нужно помнить – это то, что дерево нужно хорошо пропарить, чтобы оно было пластичным. Не имеет значения, каким методом вы будите смягчать дерево главное, чтобы у вас это получилось.

Где можно купить дуги?

Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.

При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.

Можно ли обойтись без дуги?

Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.

Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.

Поэтапное изготовление дуги для лошади

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Назначение дуги

Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Красивое крашение дуги

Необходимый материал

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.

Древесина вяза

Поэтапное изготовление

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.

Крепление для сгибания

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.

Роспись и резьба

Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.

Дуга для лошади своими руками

Лихие конные тройки, звонкие поддужные колокольчики, воркующие упряжные бубенцы — это целый пласт русской культуры, ныне почти забытый. Обычай ездить на тройках с колокольчиками и бубенцами существовал в России на протяжении почти полутора столетий — с конца XVIII до начала XX века. Почтовым и курьерским экипажам требовалось, как сказали бы в наше время, устройство для звуковой сигнализации, чтобы заблаговременно извещать служащих почтовых станций о своем прибытии (на станции должны были срочно подготовить для них смену лошадей), а также предупреждать встречных о своей быстрой езде. Вот таким устройством и стал колокольчик.

Наиболее удобным местом для подвески колокольчика оказалась дуга (рис.1), главное назначение которой состояло в том, чтобы амортизировать толчки при езде по ухабистым российским

дуги гнут с терпеньем и не вдруг.

дорогам. Удары повозки о препятствия смягчался благодаря тому, что гужи — кожанные петли, с помощью которых соединялись дуга, хомут и оглобли, — растягивались, а дуга изгибалась.

При изготовлении дуги деревянную заготовку сгибали подобно крутому пуку. Наиболее часто дуги делали из ветлы и вяза, причем первые дуги отличались легкостью, а вторые — прочностью. В отдельных местностях дуги гнули из лещины, дуба, березы.

Для дуги заранее припасали деревянную заготовку толщиной у основания 8. 12 см, а длиной 150. 180 см. Дерево для заготовки предпочитали рубить ранней весной, в самом начале сокодвижения. Гнули заготовку в колодке, в которой делали специальные вырезы (рис.2).

Как правило, работают над дугой два. три человека. Сначала, вставив край заготовки в один из вырезов, пробуют, как поддается она изгибу. Толстые заготовки из твердой древесины, понятно, гнутся плохо, поэтому за 2. 3 дня до гнутья среднюю часть такой заготовки (длина этой части 50. 60 см) замачивают в холодной воде, а за 20. 30 минут до начала работы опускают заготовку в кипяток, распаривая древесину

Читайте также:  Лошади тяжеловозы приобретение и содержание

Далее закладывают конец заготовки в один из вырезов колодки и потихоньку без резких рывков начинают загибать свободный ее конец. Иногда подобная процедура длится более часа. Если заготовка изгибу поддается с большим трудом, ее снова пропаривают, после чего опять продолжают гнутье. В удобный и удачный момент, когда загибаемый конец заготовки оказывается напротив свободного выреза в колодке, его аккуратно туда вдавливают (вгоняют).

Затем выступающие края дуги с натягом связывали между собой проволокой или плотной бечевкой и в таком

Имея лошадь, хозяину нужно купить упряжку и телегу, чтобы перевозить людей или необходимые грузы. Всем известно, что запрягая лошадь, нужно не забыть о дугах, так как они защищают животное от ушибов.

Конструкция дуги для лошади настолько проста, что ее можно изготовить самостоятельно у себя дома. Для этого, нужно подготовить необходимый материал и следовать стандартной инструкции. Давайте посмотрим, как это делать.

Дуги для лошади

Запрягая лошадь, можно увидеть, что над животным нужно устанавливать дугу. Но зачем она нужна? На первый взгляд – эта деталь может показаться ненужной. Некоторые думают, что ее цепляют для украшения. Такую деталь придумали давно, и до сих пор она выполняет важную роль при езде на санях или повозке.

Сегодня мы узнаем, что такое дуга, и какое у нее предназначение. Помимо того, мы поймем, как называется дуга над лошадью.

Что это такое, назначение

Любая упряжь для лошади состоит из дуги. Дуги нужны для того, чтобы держать гужи и не вредить спине и бокам лошади. Так как раньше были плохие дороги, люди придумали дуги, чтобы смягчать удар и не навредить животному. Дуга выступает в качестве амортизатора.

Помимо этого, дугу используют для украшения конного транспорта. Многие украшают эту часть упряжи красивой национальной росписью или резьбой по дереву.

Особенности

Принято считать, что дуги придумали люди тогда, когда были плохие дороги или бездорожье. Дуги нужны были лошади, чтобы не вредить ее коже.

Дуга имеет свои особенности строения. Она находится над лошадью, в центре она заужена, а по краям она расходится. Такая форма дуги нужна для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей.

Помимо амортизации, дуги нужны, чтобы поддерживать баланс груза и равномерно его распределять.

Дуги для лошади имеют один стандартный вид – это полу изогнутое дерево. Его размер зависит от габаритов лошади и размера повозки. Для каждой лошади лучше изготавливать отдельные дуги, чтобы они могли полноценно выполнять свои функции.

Дуги нельзя делать из метала, так как лошади будет тяжело их везти, и они будут давить на упряжь. Материал, который можно использовать – это только дерево. При этом, важно знать какое дерево будет легким и прочным.

Как сделать дугу для лошади своими руками

Каждая деталь из упряжи имеет свои особенности изготовления, поэтому нужно иметь определенные знания и навыки. Дугу изготовить просто, но для этого нужно разбираться в дереве и уметь правильно с ним работать. Неправильно согнув дерево, конструкция быстро сломается при эксплуатации.

Если выбрать качественный материал и правильно изготовить дугу, она прослужит вам долгое время, несмотря на нагрузки.

Выбор и подготовка материалов

Подготовка для изготовления дуги начинается с выбора вида дерева. Рекомендуется использовать ветлу или вяз. Вяз сам по себе очень прочный, но ветла отличается своей легкостью, благодаря чему, лошади легче тянуть повозку. Однако, можно использовать:

Заготавливать дерево нужно весной, когда дерево не набрало много сока и осталось сухим после зимы. Из этого дерева нужно сделать кряжи, толщиной 0,5метра, а длиной два метра. Кряжи нужно расколоть – это и будут заготовки для дуги. Также важно приобрести дужный станок для сгибания дерева.

Еще нужно иметь рубанок, для обработки дерева или другой инструмент. Без этих инструментов невозможно качественно сделать дугу. Чтобы украсить изделие, можно купить краску или покрыть дерево лаком.

Этапы изготовления

Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них – это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.

Еще один способ согнуть дугу – это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.

Когда дерево распарилось, его нужно согнуть. Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок. Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.

Для справки! Иногда пропаренное дерево может плохо гнуться, поэтому нужно его полить кипятком во время сгибания.

Когда вы согнули дерево, его нужно закрепить на станке веревками или проволокой и дать ему время, чтобы оно полностью высохло. На этом, самая сложная работа закончилась.

Финишная обработка

Как только дуга высохла, ее вынимают из станка и снимают веревку, которую использовали для фиксации. После этого, дерево нужно обработать рубанком или стругой. Теперь подошло время украсить конструкцию. Для этого, можно разрисовать дугу красивыми красками или нарисовать на ней геометрические узоры. В каждой стране дуги разрисованы национальными орнаментами. Разрисовывать дугу нужно специальными красками, чтобы при дожде, они не слезли. Как правило, разрисованные узоры покрывают специальной жидкостью.

Еще можно вырезать узоры в дуге и покрыть ее лаком. В самом конце, к середине дуги, нужно прикрепить бубенцы. На этом, процесс изготовления дуги закончен.

Секреты именитых мастеров

Многие опытные специалисты, делающие дуги для коней, говорят — самое главное, что нужно сделать перед изготовлением детали – это выбрать качественный и надежный материал. Именно от дерева будет завесить прочность дуги.

Важно! Правильно сделанная дуга способна выдержать любые нагрузки.

Еще один момент, о котором нужно помнить – это то, что дерево нужно хорошо пропарить, чтобы оно было пластичным. Не имеет значения, каким методом вы будите смягчать дерево главное, чтобы у вас это получилось.

Где можно купить дуги?

Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.

При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.

Можно ли обойтись без дуги?

Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.

Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Назначение дуги

Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Красивое крашение дуги

Необходимый материал

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.

Древесина вяза

Поэтапное изготовление

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.

Крепление для сгибания

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.

Роспись и резьба

Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.

Изготовление дуги

вкл. 08 июля 2013 .

Изготовление ярма часть 3.

Дуга делается из дерева, которое может сгибаться, не трескаясь. Я обычно использую гикори. Лучше всего сгибается свежесрубленное дерево. Его размягчают действием пара. Свежесрубленное дерево не следует обрабатывать паром более 12 часов. Не знаю точно, сколько времени необходимо для обработки сухого дерева, но гораздо больше, и вероятность того, что оно треснет, будет больше. Поэтому постарайтесь найти живое дерево, в котором была бы совершенно прямая часть 185 см длиной, около шести дюймов в диаметре. Очень важно, чтобы в этой части не было сучков. По крайне мере 90 см этой части должны быть свободны от сучков и даже птичьих клевков. Когда птицы клюют молодое дерево, место клевка зарастает, и получается нарост наподобие сучка. Это портит структуру дерева. Если вы сгибаете кусок дерева в месте нароста, то скорее всего оно треснет.

Читайте также:  Карачаевская порода лошадей — история породы и особенности содержания

Вам надо разделить это бревно вдоль на шесть или восемь частей, в зависимости от размера бревна. Если на одной стороне попадаются птичьи клевки и сучки, то другая сторона может быть свободна от них. Некоторые сучки уходят глубоко в дерево, а некоторые находятся лишь на поверхности. Чем больше вы работаете с деревьями, тем проще определить на .взгляд, насколько глубоко уходят сучки. После того как вы расщепите бревно на секции, вы сможете увидеть расположение сучков и их глубину. Для расщепления бревна я использую маленькие клинья. Сперва расщепите его пополам. Затем каждую половину расщепите на три секции. Для этого понадобится не менее 3-х клиньев. Готовая дуга должна иметь диаметр 4 см в самой широкой части. Поэтому внешний край секции должен быть не менее 8 см шириной. Вытесывайте секцию до нужных размеров, используя широкий топор с одной плоской стороной.

Такой топор идеален для вытесывания. Наружная сторона бревна с корой должна остаться неприкосновенной. Кора поможет предохранить дугу от расщепления при сгибании. В ярме есть отверстия 5 см диаметром, поэтому толщина готовой дуги на концах должна быть около 4 см. Проверено, что наибольшая нагрузка приходится на дуги как раз под ярмом. Если дуга ломается, то именно в этом месте.

Вытесывайте эту секцию до толщины, немного превышающей необходимую. Не подступайте слишком близко к намеченным линиям.

Почаще пользуйтесь кронциркулем. Вытесав кусок, вы должны решить, в каком месте будет сгиб, и отметить его. Вы работаете с куском 185 см длиной, а для дуги необходимо лишь 152 см, поэтому у вас остается 33 см в запасе, чтобы можно было выбрать лучшее место для центра сгиба, в зависимости от качества дерева. Любые дефекты в древесине должны находится как можно дальше от центра сгиба Если дуга треснет при сгибании, это будет означать, что вы напрасно потратили ваше драгоценное время, поэтому будьте внимательны, принимая окончательное решение.

Окончательная форма придается дуге с помощью скобеля. Вы можете положить вашу дугу в тиски и обскабливать ее до точной толщины и гладкости. Скобель должен быть очень острым. Работая скобелем, держите его заостренной стороной вниз, при правильном пользовании инструментом стружки получаются длинными и тонкими. Старик, учивший меня делать дугу и ярмо, как-то сказал: «Ты можешь судить о человеке по стружкам». Другими словами, чем они длиннее, тем человек лучше. Продолжайте проверять свою работу, пользуясь кронциркулем. Будьте внимательны в работе скобелем, стараясь не заходить глубоко и не делать зазубрин. Внутренняя сторона дуги должна быть очень гладкой, так как об нее трется шея быка . После этого выровняйте готовую форму рашпилем и отшлифуйте ее песком.

Затем следует обработка паром подготовленной секции. Мы берем медный котел овальной формы приблизительно 60 см в длину и 40 см в ширину. Держите котел над каким-нибудь постоянным источником тепла, например, газовой плитой. Когда закипит вода и пойдет пар, положи те дуги сверху, корой вверх. Вы можете обрабатывать две дуги одновременно. Покройте верх котла и дуги джутовыми или пеньковыми мешками, чтобы удерживать в них пар. Следите за тем, чтобы края мешков не опускались слишком близко к огню и не загорелись бы. Обрабатывайте дуги паром около 12 часов. Точное время зависит от качества вашего дерева. Если оно свежесрубленное, то времени потребуется меньше. Я слышал даже, что некоторые сгибали свежее дерево гикори вообще без паровой обработки. При обработке кора отходит. Но поскольку мы обрабатываем паром лишь 60 см секции, в месте сгиба, на остальных частях кора держится прочно.

Можно согнуть дерево быстрее, если поместить секции в трубу, через которую проходит пар, хотя в результате этого может сойти вся кора. У нас имеется паровой котел. Мы ставим клапан на одно из отверстий и устанавливаем там трубу. Если дуга остается там в течение 12 минут с давлением пара 6 атмосфер, то ее можно вынуть и согнуть, и обычно кора остается на месте. Мы установили, что кора отходит через 15 минут.

Дуга должна быть согнута немедленно, после того как ее вынули из пара. Если вы передержите ее на открытом воздухе, то она очень быстро потеряет мягкость. Поэтому форму для сгибания следует установить совсем рядом. Форма должна быть привинчена или прибита к прочной доске. Рисунок формы прилагается. Дуга вклинивается в нее очень плотно. Это очень важно.

Дугу нужно сгибать постепенно. В форме есть различные отверстия, и сгибая каждую сторону дуги, вы вставляете в них колышки, чтобы удержать ее в необходимом положении. Возможно, ее удастся согнуть руками (это зависит от толщины дуги). Сгибайте одну сторону, пока не минуете отверстия и вставьте в него колышек, затем другую сторону до соответствующего отверстия. Делайте это не торопясь, чтобы дуга не треснула. Когда дуга согнута и колышки поставлены на место, возьмите какую-нибудь проволоку и обвяжите ее вокруг концов дуги, чтобы удержать, их в этом положении. Снимите дугу с формы и оставьте ее связанной. Вы можете использовать дугу на следующий день, если это необходимо, но вы всегда должны держать ее в ярме, иначе она распрямится. Может пройти год, прежде чем она окончательно закрепится. Поэтому лучше всегда держать дуги в ярме или связанными вместе. Если у вас есть ярмо, которым вы не пользуетесь, то просто поставьте дуги в ярмо и оставьте их там на продолжительное время, пока они не укрепятся по форме этого ярма.

Когда ярмо находится в нормальном рабочем положении, между шеей быка и дугой должно оставаться небольшое пространство. Дуги не должны обхватывать шею быка. У меня есть две формы различного размера, но наш старший бык уже вырос из большой формы, показанной в это статье. Вместо того, чтобы изготавливать новую, мы положили прокладки на обе стороны формы, чтобы сделать дугу шире.

Необходимо, чтобы дуга удерживалась в ярме. Для этого нужно вставить в нее деревянный ключ. Мы пробовали использовать металлические болты, шпильки, скобы, но они абсолютно не подходили для этой цели и доставляли много хлопот, постоянно выпадая, искривляясь или протирая большие отверстия на верхней поверхности ярма. В конце концов мы вернулись к деревянным ключам. Поскольку ключ должен быть небольшим, его следует делать из очень крепкого дерева. Мы нашли, что для этого лучше всего подходят вяз или гикори. Ключи можно вырезать ножом. 1,1 см — минимальный диаметр для основной части ключа. Ключ 1 см в диаметре очень легко ломается. Хороший ключ сломается только в какой-нибудь экстренной ситуации.

Отверстие для ключа в дуге нужно сверлить перпендикулярно дуге. Просверливают три отверстия различных размеров. Сначала сверлят 1,3 см отверстие для основной части ключа и затем два меньших ниже этого. Затем вырезают замочную скважину под ключ. Расстояние от скважины до нижней части дуги решающе и зависит от размера ваших быков. Если дуги надеты на быков слишком низко, ярмо соскальзывает назад, в то время как они тянут. В результате быки тянут вместо ярма дуги, которые давят на их глотки. У наших взрослых быков это расстояние составляет 56 см, но у каждого быка оно индивидуально.

Если как следует заботиться о дуге, то она может прослужить вам всю жизнь. Поэтому хорошо иметь большую шайбу из кожи. Ключ сидит на шайбе, и ярмо не повреждается им.

Желательно иметь дополнительные дуги. Ярмо, описанное здесь, можно использовать только с помощью хорошей дуги. Прежде, чем я узнал, как делать дуги и работал только с одним быком в единственном ярме, я сделал дугу из железной трубы. Но этим способом можно пользоваться в крайнем случае.

Как сделать дугу для лошади своими руками

Времена лихих конных троек и экипажей давно канули в Лету, а вместе с ними и главный атрибут русской упряжки – дуга. Являясь очень важной деталью упряжи, от ее качества зависели движение и безопасность всего экипажа. Не удивительно, что мастеров-дужников всегда почитали наравне с кузнецами и шорниками. Сегодня таким мастерством владеют единицы, кому знания и умения передались от дедов-прадедов. Мы приоткроем занавес «великого» дела и расскажем, как сделать дугу для лошадей своими руками.

Значение и особенности дуги

«Лежит – ниже кота, стоит – выше коня»? Ответ на эту загадку раньше знали и взрослые, и дети. Это дуга – главная отличительная черта всех русских традиционных упряжек, отчего они стали называться «дуговые» или «оглобельно-дуговые».

Дуга изготовляется из цельной части прочной и гибкой древесины. С помощью вымачивания в кипятке и последующего трудоемкого процесса сгибания дерево получает необходимое изогнутое очертание.

Дуга всегда находится над лошадью и имеет специальную форму, которая заужена в центре, но расходится в стороны по краям. Такая форма обусловлена предназначением дуги: скреплять оглобли повозки с хомутом, удерживать оглобли в необходимом положении, смягчая и амортизируя толчки и удары во время движения лошади.

Первое упоминание об этой части конной упряжи историки находят еще в скандинавском эпосе, однако именно на территории Руси дуга стала использоваться повсеместно. Так, примерно в VII веке в Великом Новгороде начали использовать свой хомут с приделанными к нему гужами и пружиной-дугой. Как выяснилось позже, такая деталь была вызвана потребностью русского человека преодолевать огромные расстояния по бездорожью. В обычной упряжи во время быстрой езды хомут съезжает на шею, из-за скачков оглобель трет и набивает плечи лошади, поэтому главной причиной возникновения дуги были русские дороги.

Кроме амортизации, дуга определяет ширину оглобель для поддержания баланса и правильного распределения нагрузки. Главной задачей мастера-дужника было не просто сделать прочную деталь, но и гибкую, чтобы во время движения она свободно могла поддерживать баланс.

Изготовление

Как говорят, «оглоблю из дуги не сделаешь», и изготовление каждой детали упряжи требует своего мастерства и знаний. В случае с дугой здесь важно правильно выбрать дерево и уметь с ним работать. Если сделать ошибку, изделие может в любой неподходящий момент сломаться. Хорошая дуга способна выдерживать очень большие нагрузки, поэтому сделав ее один раз качественно, изделие может прослужить не один десяток лет.

Изготовление этой части упряжи начинается с выбора древесины. Материал должен быть легким и прочным. В древние времена наиболее ценились ветла, вязь и дуб. В регионах с мягким климатом, где зимой температура не опускается ниже 10 градусов мороза, можно брать черемуху. Прекрасными свойствами обладают береза и лещина. Брать деревянную заготовку нужно весной, во время сокодвижения, и желательно в низком влажном месте.

  1. Заготовьте деревянный сруб толщиной 8–12 см, длиной – 150–180 см.
  2. Выбрав подходящий материал, дерево нужно распарить. Раньше для этих целей дужники использовали специальные высокие деревянные «парни». Погрузите заготовку в горячую воду или выдержите над паром до размягчения и гибкости материала, примерно 20–30 минут. Если нет возможности распарить дерево, середину заготовки помещают на два-три дня в холодную воду. Можно на несколько дней положить заготовку в бане.
  3. Для загибания дуги используется специальный станок-колодка с вырезами для закрепления. Одному человеку справиться трудно, поэтому гнуть дерево лучше с помощником. Вставив один край заготовки в первый вырез, сначала нужно попробовать гибкость дерева. Если материал податливый, можно пробовать загибать второй конец к следующему вырезу. Если же дерево гнется плохо, нужно его еще раз распарить.
  4. Аккуратно, без резких движений загните конец заготовки, образуя форму дуги. Делайте все не спеша: в былые времена над одной заготовкой дужники работали не менее часа.
  5. Как только край дуги свободно войдет в вырез в колодке, закрепите его. Все выступающие части свяжите плотной веревкой или проволокой и оставьте заготовку в таком положении до полного высыхания древесины – не менее 30 дней.
  6. По истечению срока высыхания заготовку можно снять и проверить получившуюся форму дуги.
  7. Оцените качество, упругость, легкость получившейся заготовки. Подгоните под упряжь, уберите все зазубрины или зацепки на дереве. Проведите полную зачистку и подготовку под эксплуатацию.

Качественную дугу можно проверить по весу: изделие должно свободно удерживаться одним пальцем.

Украшение

В украшении и оформлении упряжи нашли отображение многие стили народного творчества. Увидев расписную дугу, историк с легкостью сможет сказать регион ее использования или изготовления.

Художественному оформлению изделия придавали особое значение. Особенно ценились золотые и красные расписные дуги. Сначала дерево хорошо грунтуется и красится, потом наносится украшающий орнамент. Такая художественная отделка подразумевает не только эстетический характер, но и защищает древесину от гниения и засыхания. Помимо расписных орнаментов, упряжь могла украшать декоративная резьба, тисненная кожа.

Немалую роль играл бубенчик и зга. Зга – это небольшое кольцо, которое делается внизу дуги для закрепления колокольчика и ремня-темляка от узды. Такой ремень позволял поддерживать голову запряженной лошади на определенной высоте. Колокольчик являлся неотъемлемым атрибутом русской упряжи. Здесь уж, как говорится, чтобы было «и видно, и любо слышно».

Вывод

Русская дуговая упряжка возвращает былую популярность. Ее надежность и удобство для лошади потихоньку вытесняют универсальность европейского варианта упряжи. Вместе с этим былую необходимость возвращает себе и главный атрибут – дуга. Но найти хорошего дужника в наше время не так уж и просто, поэтому знания о том, как сделать дугу своими руками, становятся актуальными. Кто знает, быть может и вам удастся сделать свою дугу и радоваться конными поездками?

Дуга для лошади как сделать дугу самостоятельно

Дуга для лошади: как сделать своими руками, значение, фото

Недоуздок для лошади необходим для удобного вывода животного и направления его движения. Надевают его на голову. Также недоуздок позволяет зафиксировать коня в стойле или на пастбище. Внешне недоуздок выглядит как уздечка, у которой нет удил, и имеющая один повод. Держат коня за ремень недоуздка с левой стороны в районе щеки.

Читайте также:  Лошади ахалтекинской породы (ахалтекинцы): история, фото, интересное о породе

Недоуздок из кожи

Сделать недоуздок можно из кожи или верёвки. Второй вариант предпочтительнее для питомцев с нежной кожей. Делают недоуздок, предварительно сняв мерки головы своего любимца.

Для изготовления предмета надо взять 7 мягких ремешков с подкладкой из флиса длиной на 4-5 см больше необходимой (пойдёт на припуски швов). На затылочном ремне с левой стороны должен помещаться карабин застёжка. Соединяются между собой ремешки по схеме при помощи крепких металлических колец достаточного размера.

Схема недоуздка из ткани

Кожа будет натирать кожу на морде у лошади, и потому затылочный ремень и нахрапный ремень надо подшить флисом, сложенным в 2 раза. Подойдёт также плотная фланель.

Недоуздок из веревки

Из верёвки недоуздок изготавливают при помощи узлов. Брать надо мягкую синтетическую верёвку достаточной прочности. Схемы связывания экипировки различные, и можно подобрать максимально понятную для себя. Процесс изготовления из кожаных ремней недоуздка достаточно сложный, и по возможности его лучше приобрести готовый. Верёвочный же делают только самостоятельно.

В отличие от недоуздка, уздечка для лошади имеет удила или трензель – особое металлическое кольцо, которое вставляется в рот коню. Необходима уздечка для верховой езды. Своими руками её изготавливают следующим образом:

  • Отрезается кусок мягкого ремня равный 3 длинам от одного до другого уголка рта через щёки и затылок, сделав припуск 10 см на швы;
  • Отрезается кусок ремешка длиной от уха до уха – он будет лобным. Припуск также 10 см;
  • Объём подбородочного ремешка определяют, добавив 3 см для комфорта коня к длине, полученной после измерения;
  • Сборка ремней по инструкции.

Поводья к уздечке пришивают в последнюю очередь, выбирая их длину в зависимости от своего собственного удобства. В соответствии с ростом животного и всадника она будет изменяться.

Уздечка

Выбирая кольцо для уздечки, надо следить за тем, чтобы оно удобно ложилось в рот животному, не задевая зубов. Слизистая ротовой полости коня нежная, и её можно травмировать даже пальцами при надевании уздечки. По этой причине важно, чтобы трензель был гладкий, без щелей и зазубрин. Как сделать уздечку для лошади своими руками знает каждый хозяин.

Кони не могут переносить мороз без вреда для здоровья. Для хорошего состояния им требуется, как и людям, верхняя одежда, которой и является попона. Выглядит попона как покрывало. Покупать готовую попону нет необходимости, ведь её очень легко сшить самостоятельно.

Для получения мерок промеряются:

  • Длина от груди через ноги (по боку) до хвоста;
  • Длина спины от холки и до начала хвоста.

Когда снятие мерок невозможно, надо ориентироваться на усреднённую таблицу, по которой шьют попоны в мастерских. Попона для лошади своими руками максимально удобна для животного.

Попона

Пользуясь стандартной выкройкой, подгоняют её под размер своего коня. После этого из выбранной ткани (для лета нужна хлопчатая, а для зимы – шерстяная) выкраиваются все детали. На швы надо прибавить 15-20 см. Вначале все элементы смётывают, а после прошивают на швейной машине. Для зимней попоны надо предусмотреть ещё и подкладку.

В области живота и груди делается застежка. На усмотрение хозяина она может изготавливаться из липучки, кнопок, карабинов (предпочтительнее) и крупных металлических пуговиц. Попоны должны быть летние и зимние, а также лёгкие шерстяные, которые надеваются на животное в том случае, если оно в прохладную погоду вспотело во время работы.

На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Он Фермер Мастерим сани для лошади В былые времена в любое время года, там, где не было дорог, и почва была слишком влажной и мягкой, где не могла проехать даже телега, применялись вездеходные сани. Простейший вид саней именовался волокушами. Они представляли собой две жерди, которые одним концом крепились по бокам к лошади, а другим волочились по земле. Между собой концы соединялись перекладиной, а уже на перекладину крепился груз. Когда форму волокущихся концов улучшили, получились сани.

Времена лихих конных троек и экипажей давно канули в Лету, а вместе с ними и главный атрибут русской упряжки – дуга. Являясь очень важной деталью упряжи, от ее качества зависели движение и безопасность всего экипажа. Не удивительно, что мастеров-дужников всегда почитали наравне с кузнецами и шорниками.

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Доброго вам утра. Я интересуюсь у вас таким вопросом. В моем случае строительство производил не я, а команда рабочих, не так давно живем в новом доме и вот я заметил, что кровля течет. Что делать и куда бежать? Ответы пользователей и экпертов форума на вопрос: Изготовление дуг для конской упряжи.Все от А до Я.

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

Не смотря на технический прогресс, который давно и прочно вошел в жизнь человека, в отдаленных районах нашей страны до сих пор используют в хозяйстве лошадей. Эти животные зачастую выполняют тягловую работу по перевозке грузов. Со стороны кажется, что нет ничего сложного в запряжке лошади, но это не так. На сегодняшний день только единицы знают о том, как правильно это сделать.

Уздечка

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Дуга является основной частью упряжи (упряжки), скрепляет оглобли с хомутом. Её, при острой необходимости и определённых навыках, можно сделать самостоятельно. В идеале купить эту часть экипировки, изготовленную профессионалами. Необходима дуга для удержания гужей перпендикулярно хомуту. Это позволяет предупредить травму шеи лошади при езде по неровной дороге. Упряжная езда без дуги недопустима.

Парадная дуга для упряжи

Для дуги подходит древесина вяза. Также могут быть использованы берёза, дуб и лещина. Заготовить древесину надо в период самого начала сокодвижения. Дерево распиливают на заготовки. Края заготовок обтесывают, придавая им нужную форму.

Сгибают заготовку, предварительно распарив, так как без этого она треснет. Удобнее всего распаривать дугу в бане. Для сгибания используется сгибальный станок. Сгибать дугу надо без рывков. Делают это вдвоём или втроем. Когда заготовка сгибается тяжело, её вновь распаривают.

После того как дуга согнута, её концы фиксируют при помощи проволоки и оставляют до высыхания древесины. Высохшую дугу снимают со станка и производят окончательную обработку. Её шлифуют и красят. В старину дуги расписывали и украшали сложно резьбой. При художественных способностях это можно сделать и сейчас, превратив эту часть упряжи в эксклюзив. Колокольчик или бубенчик обязателен на дуге, и его крепят на зге (металлической петельке).

Лошадь в упряжке

Самостоятельное изготовление дуги оправдано только в том случае, если хозяин лошади любит и умеет работать с деревом, а также готов затратить на работу много времени. Упряжь для лошади необходима даже если впрягают её редко.

В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

1 Из чего состоит сбруя2 Виды сбруи2.1 Одноконная2.2 Постромочно-дышловая2.3 Постромочная2.4 Тачаночная2.5 Комбинированая2.6 ЦУГ3 Видео «Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь» Из чего состоит сбруяОбычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров.

На сегодняшний день многие дачники и садоводы убедились в удобстве и простоте использования парников. Рассада, выращиваемая в таких маленьких теплицах, показывает хорошие результаты по всхожести, лучше растёт и развивается. Кроме того, растения лучше адаптируются к составу грунта, закаливаются. В этой статье речь пойдёт о дугах, служащих основой конструкции: какие материалы можно использовать и как соорудить мини-теплицу из того, что под рукой.

Делаем экипировку для лошадей: недоуздок, уздечка, попона…

Изготовление телеги своими руками

Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.

В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем. Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.

Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.

Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей. В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.

В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.

Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.

Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.

Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.

Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.

Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.

Можно дать ещё несколько полезных советов:

  1. Дышло лучше всего изготавливать из дерева.
  2. Для комфортного сидения в повозке лучше к кузову прикрепить удобные сидения или обычную лавочку.
  3. Если необходимо выезжать на оживлённую дорогу, то самодельную телегу необходимо оборудовать катафотами.

Дугой называется особенная составляющая оглобельной повозки, над изготовлением которой необходимо сильно поработать, если в наличии нет уже готовой. Хомут для коня изготавливается из дерева ветла или вяза, потому что материал обязан быть очень гибким и подвижным.

В давние времена иногда применяли лещину, берёзу или дуб. Специальную заготовку для дуги необходимо резать в начале весны, когда в дереве начинается движение сока. Размеры заготовки под хомут очень стандартные. Её толщина не должна превышать 15 сантиметров, а длина выбирается до 2 метров.

Гнётся дуга при помощи специализированного станка, в котором её края зажимаются в сделанные выемки. До выполнения работ заготовку под конный хомут обязательно замачивают в воде комнатной температуры, а за час необходимо её распарить кипятком. Это делается для придачи дереву хорошей гибкости.

В случаях, когда заготовка для конного хомута плохо гнётся, то эту процедуру производят пару раз. После окончательного сгибания оба края дуги перевязываются крепкой верёвкой и отправляются на просушку. Сушка длится около 1,5 месяца и даёт возможность дереву принять необходимую форму. По истечении этого срока хомут для коня считается готовым к применению.

Инструкция изготовления телеги своими руками

Сайт о лошадях — Мой Конь, лошади, все о лошадях, разные лошади.

Ссылка на основную публикацию